пятница, 8 февраля 2013 г.

кузбассугольбанк кемерово кредит потребительский

Рынок кредитования будет эволюционировать, и к взаимовыгодному обмену информацией о клиентах банки все-таки придут. А пока данных и о получателях кредитов, и их кредитных историях немного - они накапливаются до окончания договорных сроков. База данных сегодня актуализирована лишь по завершившимся кредитам. Очевидно, что рынок потребительского кредитования еще не сформирован окончательно, правила игры на нем пока не определены.

В настоящее время сложилась амбивалентная ситуация: на доход, получаемый банками от розничного кредитования, позитивное воздействие оказывают два разнонаправленных фактора. С одной стороны, снижение процентных ставок (а это фактически главный способ конкурентной борьбы между банками на рынке) способствует снижению доходности этого направления для банков, с другой - усиление спроса на кредитование со стороны клиентов (потребителей) приводит к увеличению доходов банков.

Таким образом, действует принцип взаимного обмена, который устанавливается в соглашении, заключаемом между бюро и кредиторами. Наличие досье заемщика сокращает время принятия решения о выдаче кредита и может понизить стоимость заимствований.

В большинстве стран мира кредиторы - банки, финансовые, инвестиционные, торговые компании - на постоянной основе обмениваются информацией о платежеспособности заемщиков через специализированные организации - бюро кредитных историй. Для кредиторов кредитное бюро дает дополнительную возможность проводить отбор заемщиков по степени их надежности, основываясь на истории их взаимоотношений с другими кредиторами. Они стимулируют заемщика к возвращению кредитов. Кредиторы, при условии регулярности и достоверности предоставления информации о своих клиентах, могут постоянно получать из бюро отчеты о кредитных операциях потенциальных заемщиков.

Система оценки клиента на надежность и платежеспособность все более стандартизируется - банки стали серьезнее относиться к отсеканию рискованных операций и клиентов: боятся не вернуть выданные средства. По этой причине используются различные виды обеспечения возврата кредита: поручительства третьих лиц, залог имущества, страхование приобретаемых объектов от разного рода рисков. Так, обеспечением по автокредиту выступает приобретаемый автомобиль, который становится собственностью заемщика, но оформляется в залог банку до полной выплаты кредита. Очевидно, что развитие рынка кредитования населения сдерживается отсутствием обмена информацией между банками о заемщиках. В связи с этим в конце 2004 года главой государства подписан закон "О кредитных историях".

Несмотря на то, что крупнейший по величине кредитного портфеля банк "Сибирское О.В.К." находится в Улан-Удэ, объем выдаваемых кредитов в Республике Бурятия незначителен (170,8 млн рублей), поскольку основная масса его кредитов сосредоточена в филиалах, расположенных в более экономически благоприятных регионах. Слабую развитость рынка характеризует то, что доля по объемам выдаваемых кредитов кредитными учреждениями, зарегистрированными на территории округа, составляла на конец года всего 24,2%. Рынок потребительского кредитования стабилизируется. Новые формы ему придаст система кредитных историй, которая должна заработать в стране с 1 июня 2005 года.

Для всех регионов СФО характерны незначительные объемы размещения кредитов, что свидетельствует о низкой активности региональных банков на рынке потребительского кредитования. Исключение составляют Новосибирская (3,199 млрд рублей - сумма за второе полугодие 2004 года), Кемеровская (918 млн), Омская области (618,6 млн), Красноярский (694,5 млн) и Алтайский (631,5 млн рублей) края. Это обусловлено тем, что именно в них расположены банки, имеющие крупнейшие кредитные портфели в СФО.

Четверка сибирских банков-лидеров по объему потребительских кредитов осталась неизменной. Сохранил ведущие позиции банк "Сибирское О.В.К." (Улан-Удэ) с объемом портфеля потребительских кредитов в 4,28 млрд рублей. За ним следуют Сибакадембанк (Новосибирск) с показателем 2,89 млрд рублей и Кузбассугольбанк (Кемерово), портфель которого составил 835,99 млн рублей. В двадцатке лучших сибирских банков-кредиторов восходящий тренд продемонстрировали Промрегионбанк (Томск), поднявшийся на 23 позиции на 20-е место, и Читакомпромстройбанк, переместившийся вверх на 8 позиций на 13-е место). Несколько сдали свои позиции Алтайкапиталбанк (Барнаул), передвинувшийся с 7-го на 14-е место, а также Томскпромстройбанк - с 5-го на 8-е. По доходности портфеля потребительских кредитов в тройке лидеров Алтайкапиталбанк (27,3% годовых), новокузнецкий "Бизнес-Сервис-Траст" (24,6%) и Сибакадембанк (24,2%).

Как развивался рынок в Сибирском регионе в 2004 году? По объемам потребительских кредитов на фоне остальных регионов Сибирь надежно удерживает 4-е место: на 01.11.04 - 18,5 млрд рублей, следуя за Центральным (439,7 млрд рублей), Приволжским (34,81 млрд), Уральским (26,7 млрд) и опережая Северо-Западный федеральный округ (11,4 млрд).

Банковский расклад

Несмотря на то, что в прошлом году темпы роста кредитования населения все же несколько затормозились, банки оценивают перспективы этого сегмента в 2005 году как оптимистичные. Ожидается масштабная экспансия иностранных игроков, дальнейшее развитие экспресс-кредитования в торговых сетях. Но маловероятно, что они будут рассматривать регионы в качестве приоритетных. В них есть свои операторы рынка, как местные, так и инорегиональные, которые не станут сдавать свои позиции. Это отчетливо наблюдается в Сибири.

В частности, лидеры потребительского кредитования намерены увеличить объем своего кредитного портфеля в несколько раз, что вполне объяснимо. По сравнению со странами Евросоюза, российский рынок кредитования обладает значительным потенциалом для роста. К октябрю 2004 года доля всех выданных кредитов по отношению к ВВП в России составила 25%, тогда как в восточноевропейских странах, например в Польше и Венгрии, этот показатель - от 30% до 40%, в западной части Еврозоны - порядка 80%. Доля потребительских кредитов в ВВП России составляет 3,6%, а в США - 74%.

По данным Банка России, за три квартала 2004 года российские банки увеличили объем выданных потребительских кредитов на 72,5% (с 299,7 млрд до 517,1 млрд рублей). За аналогичный период 2003 года рост этого сегмента составил 78,4% (с 142,2 млрд до 253,8 млрд рублей). Всего же в 2003 году рынок потребительского кредитования вырос более чем в два раза - на 110%. Очевидно, что по итогам прошедшего года также можно ожидать удвоения показателей. На развитие потребительского кредитования не повлиял даже летний банковский кризис. В этом году банки делают ставку на дальнейший рост рынка потребительского кредитования и в соответствии с этим строят свои планы.

По мнению экспертов, еще два-три года розничное кредитование будет демонстрировать высокие темпы роста. И хотя процентные ставки еще достаточно высоки, благодаря усилению конкуренции банки будут вынуждены их снижать. Еще одной тенденцией в перспективе может стать дальнейшее развитие экспресс-кредитования для покупки товаров в магазинах-партнерах. Рост роли торговых предприятий в процессе кредитования свидетельствует о том, что такие заимствования постепенно перейдут в иную форму. Вскоре магазины сами начнут практиковать кредитование потребителей - продавать в рассрочку. Населению эта форма заимствований, безусловно, будет более выгодна, поскольку она предполагает не только упрощение процесса предоставления кредита, но и снижение стоимости займа.

Инновационным способом, стирающим границы требований, предъявляемых банками к потребителям, в свое время стал экспресс-кредит (упрощенная процедура выдачи кредита в местах торговли дорогостоящими потребительскими товарами). В основе такой либеральной маркетинговой стратегии лежит довольно рискованный принцип минимизации требований к кредитоспособности заемщика, который компенсируется более высоким уровнем процентной ставки. Из-за этого доминирующее положение Сбербанка на рынке розничных кредитов незначительно изменилось. Это стало принципиально важным для расширения рынка потребительского кредитования. Ведь в отличие от среднесрочных займов, которые берутся населением для приобретения дорогостоящих товаров, например автомобиля, краткосрочные рассчитаны и на небольшую сумму, и на быстрый возврат. В связи с этим, получая более крупный заем, кредитуемые стремятся уделять гораздо больше внимания условиям, на которых заключается сделка. В результате консервативная стратегия Сбербанка (более жесткий отбор среди потенциальных заемщиков при более низкой процентной ставке) на этом сегменте рынка воспринимается позитивнее, хотя клиентам приходится терять много времени на оформление кредита.

Моделирование рынка

Реально российский рынок потребительского кредитования начал расти только с 2000 года: в то время инфляцию в стране удалось несколько обуздать, ее уровень уже вполне соответствовал требованиям кредитных учреждений. И они не замедлили прийти на помощь и торговым организациям, и потребителям. В 2004 году активное использование потребительского кредитования по-прежнему оставалось одним из катализаторов сектора розничной торговли и эффективного использования кредитного портфеля банковского сектора.

Реализация принятого закона о кредитных историях заемщиков поможет сделать рынок потребительского кредитования прозрачным и цивилизованным. Выгоду получат все: и торговая сеть, и кредитные учреждения, и потребители.

Y «Кредиты.Ру» 2001-2008Оригинал публикации находится по адресу - http://credits.ru/articles/1645/

Кредиты.Ру - И дать, и взять

Комментариев нет:

Отправить комментарий